Материалы Виртуального семинара «Учись учиться», |
Тема ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ становится АКТУАЛЬНОЙ!
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКА к сдаче Единого государственного экзамена – сформированность ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ и ФУНКЦИЙ, ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК и ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ». | ||
|
Чибисова М.Ю., канд. психол. наук, доцент МГППУ |
Посмотреть презентацию (www.psychologia.edu.ru/files/20100321egepsy.ppt).
Результаты исследования, проведенного центром «Гуманитарные технологии», убедительно доказывают тот факт, что «школьники, которые психологически готовы к сдаче экзамена, чаще сдают его более успешно, нежели те, кто психологически не готов».
«СПЕЦИФИКА самой формы проведения экзамена ЕГЭ (письменная форма, заполнение бланков, незнакомое окружение и люди) требует БОЛЬШЕЙ СОБРАННОСТИ и ВНИМАНИЯ, делая БОЛЕЕ УСПЕШНЫМИ тех, кто на устных экзаменах имеет меньше шансов: ОРГАНИЗОВАННЫХ ИНТРОВЕРТОВ, привыкших работать самостоятельно, выбирая те стратегии организации времени, которые более адекватны во время письменного экзамена. Им не нужна внешняя поддержка со стороны окружающих, они не надеются на других, ожидая помощи только от самих себя, своих способностей. И, конечно же, само УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ оказывается ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ при работе на экзамене: внимательно вчитываться в вопрос, проверять себя, внимательно проставлять ответы, иногда опираясь на логику, да и просто понимать логику вопроса и связанно выражать свои мысли», - Олеся Чуча, ведущий специалист научно-методического отдела ЦТР «Гуманитарные технологии».
При сдаче ЕГЭ необходимо применять успешные стратегии поведения (управление своими эмоциями, тревогой во время экзамена; правильное распределение времени, чтобы успеть решить задания, проверить их).
Показатели |
Навыки |
Особенности |
Знание о процедуре ЕГЭ |
Представление об этапах проведения экзамена, о требованиях к заполнению бланков и правах школьника |
Снижает тревожность ребенка, помогает больше внимания уделять решению задач и принятию решений: «осведомлен, значит, вооружен». |
Внимание |
Умение концентрироваться на задаче при работе с цифрами и текстами |
Помогает правильно понимать задания, избегать ошибок и описок при написании решений и ответов на бланках, учитывать всю необходимую информацию. |
Логика |
Умение стоить логически связанные ответы и рассуждения, понимать логические связи в заданиях |
Помогает правильно понять задания, связанно и логично излагать ответы, рассуждения, находить наиболее логичные ответы в тестах, если не уверен в правильности выбора. |
Память |
Способность запоминать материал, полученную информацию, необходимую для сдачи экзамена |
Помогает сосредоточиться на задании, вспомнить усвоенный материал и не отвлекаться на переспрашивание. |
Интроверсия |
Как стратегия поведения: самостоятельная работа с заданиями, собранность, надежда только на свои силы, навыки самостоятельной работы с письменной информацией. |
В ситуации ЕГЭ, когда вокруг незнакомые люди, помощь и поддержка оказываться не будет. Можно рассчитывать только на себя. Отвлекаться на других людей и знакомиться с ними в надежде на помощь – нет времени и возможности. |
Организованность |
Как стратегия поведения: умение четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремя. |
Помогает распределить время так, чтобы решить как можно больше заданий, уложиться во временные рамки, успеть перепроверить ответы, чтобы снизить вероятность описок. |
Эмоциональная стабильность |
Как стратегия поведения: уравновешенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах. |
Тревожность может негативно сказываться на результатах экзамена, потому что волнение может привести к тому, что школьник забывает знакомый материал, становиться менее внимательным и т.д. Больше времени уходит на то, чтобы справиться с эмоциями. |
Психологическая готовность к ЕГЭ Автор статьи: Олеся Чуча, ведущий специалист научно-методического отдела ЦТР «Гуманитарные технологии»
Созданный центром тестирования и развития «Гуманитарные технологии» тест может служить ориентиром для школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ.
Онлайн-тест «Психологическая готовность к ЕГЭ» помогает оценить психологическую готовность школьника к сдаче ЕГЭ, выделить его слабые и сильные стороны, чтобы в дальнейшем сам школьник мог учитывать их при подготовке.
Тест содержит три основных блока:
Все задания предполагают выбор одного из предложенных вариантов ответа. Блоки «Знание о процедуре» и «Умение работать с информацией» ограничены во времени, а также фиксируется общее время выполнения теста.
Блок «Умение работать с информацией» предполагает оценку способностей школьника. Этот блок заданий может оказаться не таким простым, но оценка способностей крайне важна для выяснения психологической готовности к экзамену в форме теста.
В этом кратком тесте Вы сможете проверить Ваш УРОВЕНЬ ЕГЭизма - свои знания по процедуре и методике проведения Единого государственного экзамена. Это поможет Вам понять, насколько полно Вы осведомлены о некоторых важных особенностях ЕГЭ, которыми отличается этот экзамен от традиционных экзаменов.