Материалы Виртуального семинара «Учись учиться»,
подготовлено педагогом-психологом Беленькой О.Н.


Тема ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ становится АКТУАЛЬНОЙ!

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКА к сдаче Единого государственного экзамена –  сформированность ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ  и ФУНКЦИЙ, ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК и ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ».
 

 

Чибисова М.Ю., канд. психол. наук, доцент МГППУ

ГОТОВНОСТЬ К ЕГЭ

  1. Познавательный компонент
    • Предметные компетенции (знания по предмету в рамках образовательного стандарта);
    • Общеучебные  навыки (учебно-управленческие, учебно-информационные, учебно-логические, коммуникативные);
    • Динамические особенности учебной деятельности:
      • Способность выполнять сложные инструкции.
      • Высокая мобильность, переключаемость.
      • Высокий уровень организации деятельности.
      • Высокая и устойчивая работоспособность.
      • Высокий уровень концентрации внимания, произвольности.
      • Сформированность внутренного плана действий.
  2. Процессуальный компонент
      • Знакомство с процедурой экзамена;
      • Навык работы с текстовыми материалами;
      • Умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми;
      • Владение способами управления своим состоянием (релаксация).
  3. Личностный компонент
    • Наличие личностно значимых целей экзамена;
    • Наличие действенных учебных мотивов, высокий уровень учебной мотивации;
    • Наличие собственного адекватного мнения об экзамене, отсутствие нереалистической «мифологии»;
    • Адекватная самооценка – умение реалистично оценить свои знания, умения, способности;
    • Самостоятельность мышления и действия, способность к самоопределению;
    • Оптимальный уровень тревоги (отсутствие как чрезмерно высокого ее уровня, так и заниженной тревоги, приводящей к снижению мотивации).

Посмотреть презентацию (www.psychologia.edu.ru/files/20100321egepsy.ppt).


Результаты исследования, проведенного центром «Гуманитарные технологии», убедительно доказывают тот факт, что «школьники, которые психологически готовы к сдаче экзамена, чаще сдают его более успешно, нежели те, кто психологически не готов».


КАКОЙ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ в ситуации экзамена ЕГЭ в БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ способствует УСПЕШНОЙ сдаче экзамена?

«СПЕЦИФИКА самой формы проведения экзамена ЕГЭ (письменная форма, заполнение бланков, незнакомое окружение и люди) требует БОЛЬШЕЙ СОБРАННОСТИ и ВНИМАНИЯ, делая БОЛЕЕ УСПЕШНЫМИ тех, кто на устных экзаменах имеет меньше шансов: ОРГАНИЗОВАННЫХ ИНТРОВЕРТОВ, привыкших работать самостоятельно, выбирая те стратегии организации времени, которые более адекватны во время письменного экзамена. Им не нужна внешняя поддержка со стороны окружающих, они не надеются на других, ожидая помощи только от самих себя, своих способностей. И, конечно же, само УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ оказывается ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ при работе на экзамене: внимательно вчитываться в вопрос, проверять себя, внимательно проставлять ответы, иногда опираясь на логику, да и просто понимать логику вопроса и связанно выражать свои мысли», - Олеся Чуча, ведущий специалист научно-методического отдела ЦТР «Гуманитарные технологии».

При  сдаче ЕГЭ необходимо применять успешные стратегии поведения (управление своими эмоциями, тревогой во время экзамена; правильное распределение времени, чтобы успеть решить задания, проверить их).

 

КАКИЕ НАВЫКИ ЛУЧШЕ РАЗВИВАТЬ, ЧТОБЫ СДАТЬ УСПЕШНЕЕ ЕГЭ?

Показатели

Навыки

Особенности

Знание о процедуре ЕГЭ

Представление об этапах проведения экзамена, о требованиях к заполнению бланков и правах школьника

Снижает тревожность ребенка, помогает больше внимания уделять решению задач и принятию решений: «осведомлен, значит, вооружен».

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок знает, какая процедура его ожидает (средний уровень влияния).

Внимание

Умение концентрироваться на задаче при работе с цифрами и текстами

Помогает правильно понимать задания, избегать ошибок и описок при написании решений и ответов на бланках, учитывать всю необходимую информацию.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок внимателен (высокий уровень влияния).

Логика

Умение стоить логически связанные ответы и рассуждения, понимать логические связи в заданиях

Помогает правильно понять задания, связанно и логично излагать ответы, рассуждения, находить наиболее логичные ответы в тестах, если не уверен в правильности выбора.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет логически мыслить (высокий уровень влияния).

Память

Способность запоминать материал, полученную информацию, необходимую для сдачи экзамена

Помогает сосредоточиться на задании, вспомнить усвоенный материал и не отвлекаться на переспрашивание.

Однозначной связи с успешностью не установлено.

Интроверсия

Как стратегия поведения: самостоятельная работа с заданиями, собранность, надежда только на свои силы, навыки самостоятельной работы с письменной информацией.

Письменная форма ответов более привычна и помогает лучше ответить на вопрос (есть время подумать, правильно сформулировать ответ) по сравнению с устной формой.

В ситуации ЕГЭ, когда вокруг незнакомые люди, помощь и поддержка оказываться не будет. Можно рассчитывать только на себя. Отвлекаться на других людей и знакомиться с ними в надежде на помощь – нет времени и возможности.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет собранно и самостоятельно работать с информацией и письменно излагать ответы (высокий уровень влияния).

Организованность

Как стратегия поведения: умение четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремя.

Помогает распределить время так, чтобы решить как можно больше заданий, уложиться во временные рамки, успеть перепроверить ответы, чтобы снизить вероятность описок.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок выбирает верные стратегии планирования времени (средний уровень влияния).

Эмоциональная стабильность

Как стратегия поведения: уравновешенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах.

Тревожность может негативно сказываться на результатах экзамена, потому что волнение может привести к тому, что школьник забывает знакомый материал, становиться менее внимательным и т.д. Больше времени уходит на то, чтобы справиться с эмоциями.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет справляться с волнением или экзамен не вызывает у него тревоги, т.е. но уверен в себе, своих способностях. Уровень влияния зависит от предмета: на математике волнение сказывается более негативно, нежели на экзамене по русскому языку.


Статьи по теме

  • Психологическая готовность к ЕГЭ Автор статьи: Олеся Чуча, ведущий специалист научно-методического отдела ЦТР «Гуманитарные технологии»

  • Созданный центром тестирования и развития «Гуманитарные технологии» тест может служить ориентиром для школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ.

  • Онлайн-тест «Психологическая готовность к ЕГЭ»  помогает оценить психологическую готовность школьника к сдаче ЕГЭ, выделить его слабые и сильные стороны, чтобы в дальнейшем сам школьник мог учитывать их при подготовке.

    Тест содержит три основных блока:

    • знание о ЕГЭ;
    • умение работать с информацией;
    • личностные особенности школьника.

    Все задания предполагают выбор одного из предложенных вариантов ответа. Блоки «Знание о процедуре» и «Умение работать с информацией» ограничены во времени, а также фиксируется общее время выполнения  теста.
    Блок «Умение работать с информацией» предполагает оценку способностей школьника. Этот блок заданий может оказаться не таким простым, но оценка способностей крайне важна для выяснения психологической готовности к экзамену в форме теста.


ЕГЭ-ТЕСТ, ИЛИ «УРОВЕНЬ ЕГЭИЗМА»

В этом кратком тесте Вы сможете проверить Ваш УРОВЕНЬ ЕГЭизма - свои знания по процедуре и методике проведения Единого государственного экзамена. Это поможет Вам понять, насколько полно Вы осведомлены о некоторых важных особенностях ЕГЭ, которыми отличается этот экзамен от традиционных экзаменов.

Пройти тест >>